Утильсбор-2023: можно ли обойти это новшество?

Рад всех приветствовать. Это снова я – Вадим Адиев, перекуп и автоподборщик. В автобизнесе кручусь уже почти 20 лет. И, признаюсь, удается неплохо заработать. Кроме того, я возглавляю Союз профессионалов авторынка. 

На сей раз тема у меня непростая – утильсбор. Изменения в ней многих пугают. Сегодня хочу рассказать, какое место утильсбор занимает в жизни перекупов и можно ли его как-то обойти.

Сначала о плохом

Начнем с новости, мягко говоря, нерадостной: тех, кто завозит в Россию автомобили, ждет повышенный налог. Речь идет как о новых тачках, так и б/у. Потом собранные деньги потратят на утилизацию машин. Если говорить проще, то мы имеем дело с дополнительным типом налога на ввоз. Но формироваться он будет по своим правилам. Условия игры на авторынке стали другими, и теперь перекупам придется подстраиваться под новые правила рынка.  

Утильсбор платят всего раз за машину, чтобы в будущем ее переработали. То есть, когда-то окончательно обветшавшую тачку нужно будет утилизировать.

Вспомним, как это было из недалекой истории. В нашей стране такой налог появился в 2012 году, когда она стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Платить сбор на первых порах обязали только импортеров. Однако уже спустя два года правило распространилось на отечественные заводы. Теперь же обязаны раскошелиться на утильсбор все: покупатели, производители и импортеры. 

Введение сбора можно объяснить как минимум двумя причинами:

1 причина. Чтобы защитить российских производителей автомобилей.

Эксперты рынка уверены, что повышение утильсбора принесет только благо. Например, глава АвтоВаза Максим Соколов уверен – благодаря этому появятся новые модели авто, которые не стыдно будет отправлять на экспорт.    

2 причина. Чтобы авторынок вышел из тени.

Дело в том, что в нашей стране огромная часть автомобильного сектора находится вне контроля властей и налоговиков. Взять тот же авторынок во Владивостоке «Зеленый угол». Там купля-продажа идет налом, как в старые, добрые времена – расчет в конвертиках. Конечно, государство это не устраивает. Возможно, скоро завозить в страну авто будут исключительно под заказ. 

Какие изменения нас ждут

Все время своего существования размер утильсбора рос. Но так незначительно, что мы просто не обращали на него внимание. Но теперь хочешь-не хочешь, а заметишь – уж слишком резко он подскочил.

Давайте посмотрим, как было и как стало, кто сколько платил и будет платить. 

Не так давно физлица отдавали за утильсбор 3400 рублей. Условия: тачке еще нет 3 лет. За авто трехлетнего возраста и выше требовали уже 5200 рублей. Во всех случаях не важна ни мощность машины, ни объем движка. И всех все устраивало, деньги-то небольшие. Да и никаких сложностей, особенно для нас, перекупов.

Теперь настали темные времена. Такое ощущение, что наш бизнес собрались «прихлопнуть». Считаю, ничего хорошего в итоге не получится из этой затеи. Стоит вспомнить случай в Китае: более полвека назад там решили махом избавиться от всех воробьев. К каким печальным последствиям это привело, все знают. Сами себе наделали проблем.

Законодательная новика в России вступила в права с 1 августа 2023 года. Речь идет о постановлении Правительства под номером 1118, которое довольно быстро одобрили. Налог теперь будет варьироваться от чуть менее одного миллиона до 2 млн рублей. А еще намудрили с условиями.   

Физику, покупающему для себя тачку, которой нет еще 3 лет, придется платить:

  • 970 тысяч, если у машины объем двигателя от 3 до 3,5 литров;
  • 1, 235 млн рублей, если двигатель от 3,5 литров.

Это при условии, если продавать машину в ближайший год после прохождения таможни и получения электронного ПТС не планируешь.

Авто старше 3 лет обойдутся в плане утильсбора еще дороже:

  • 1,485 млн, если объем двигателя варьируется от 3 до 3,5 литров;
  • 1,623 млн, если больше 3,5 литров.

Еще выше ставки ждут тех, кто покупает машину у человека, который приобрел ее не для личного пользования. То же самое касается и тех, кто приобретает вторую и последующую машины, прибывшие из-за границы.

Еще немного о цифрах

Предлагаю посмотреть на всю табличку цифр, которые появились после 1 августа. Перемены, мягко говоря, шокируют.

Больше всего повезло поклонникам-физикам электромобилей. Утильсбор останется прежним. Значит, что делаем? Правильно! Продает тачки с электрическим мотором. 

Сейчас жарко обсуждают эту тему, строят предположения на счет того, как же будут идентифицировать тачки, за которые владельцы должны отдать утильсбор. Недавно наткнулся на одного блогера, который говорит, мол, в помощь властям будет система электронных паспортов (сокращенно СЭП). Однако, я считаю, это не очень-то действенный способ. В систему можно записать владельцем кого угодно. Плюс ко всему есть возможность попасть в базу без указания ФИО. То есть, если привезти авто в Россию безфамильно, то можно тут же поставить его на учет на имя нового владельца. Как именно эта система будет действовать, пока не совсем понятно. Время покажет.

Итак, физические лица, если захотят, то не будут платить большой утильсбор. Для юриков же выхода нет – придется. Особенно, если это будет мощный автомобиль. Так что остается пожелать им сил и стальных нервов.

Что будет с рынком вторички?

Изменения в размере утильсбора в 2023 году преследует несколько целей. Как минимум две:

  • Улучшить финансовое состояние нашей страны;
  • Поддержать российский автопром.

Да, эта мера тут же отразится на цене новеньких заграничных тачек. А покупателям нужно держать ухо востро. Возникнет любопытная ситуация: на досках будут выкидывать объявления с очень приятной ценой, а на деле в нее просто окажется не включенным утилизационный сбор. В итоге покупателю придется платить больше. И все это чревато всплеском мошенничества.

С другой стороны, у нас, перекупов, появятся мощные конкуренты – дилеры. Они и так крутятся, как могут. Теперь же пострадают простые потребители. Те, кто работает по параллельному импорту, и официальные дилеры будут изобретать другие способы ввоза автомобилей. Они основательно займутся вторичкой. А, значит, будут отбирать у нас заработок.

Конец ли автобизнесу?

Мы, перекупы, оказались в эпицентре всех этих нововведений. Что будет с нашим бизнесом?

До этого мы имели два варианта: завозили машины для определенного покупателя или же растаможивали и ставили на учет на свое имя. Теперь второй вариант прикрылся. Машин будут ввозить меньше.

Проще будет лишь перекупам, имеющим оборотные средства. За живые бабки можно выкупить автомобиль, сделав доверенность от заказчика-покупателя, и тут же оформить тачку на него. Да, есть минусы. Например, заказчик не захочет раскошеливаться на налог. Тогда единственным спасением от этого риска становится договор услуги ввоза авто. В документе нужно вписать человека, который дал обязательство оплатить госпошлину. Этот договор станет основой для судебных разбирательств. Пугает только то, что все это уж слишком сложно. Может быть, лучше создать ООО и все дела с клиентами вести с помощью расчетного счета и наличных денег. 

Внимание! Российская доверенность может оказаться недействительной на территории других государств.

Несколько советов от перекупа

Первый совет для таких же, как и я, перекупов, особенно новичков. Работай честно! Предупреждай покупателя об утильсборе, если ему напрямую ввезешь авто. Как только он зарегистрирует тачку на себя, ему придется заплатить нужную сумму. Если ты вписан в ПТС после ввоза авто в РФ, то, когда перепродашь автомобиль, утиль придется оплатить тебе. Будь внимателен)

Для тех же, кого утильсбор не касается, например, работающих в параллельном импорте, предлагаю сэкономить на поиске тачек и проверке их истории. Забирай доступ к «Автокод Профи» совршенно бесплатно. 7 дней подряд можешь свободно искать автомобили, получать качественные отчеты с историей машин. Кроме того, с «Автокод Профи» никогда не упустишь ликвид: система будет присылать мгновенные уведомления о новых объявлениях в Телеграмм или на почту.

Изображение взято из личного архива «Автокод Профи»

Для простых покупателей свой совет, как сэкономить. Перед тем, как покупать тачку для личного пользования, основательно познакомься с ПТС. Важно время ввоза авто в Россию. Иначе придется потратить больше денег. Узнать, когда машина пересекла границу, просто: нужно на портале федеральной таможенной службы вбить номер кузова или VIN.

Может такое случиться, что тачку надо срочно продать, хотя год еще не прошел. Например, вышла из строя или вообще разбилась вхлам, а нужно платить кредит. Если надумаешь продавать, то покупателю предстоит отдать государству то, что осталось от повышенного утильсбора. А он в этом случае равен юридическому.

Главное – не падать духом!

В истории бизнеса любого опытного перекупа было немыслимое число проблем. Но все удавалось решать. А утильсбор, несмотря на свою сложность, можно назвать не проблемой, а, скорее, препятствием. Все решаемо. Не стоит падать духом! Нужно, как всегда, просто адаптироваться под новые условия работы.  

Буду рад если ты в комментариях поделишься своими мыслями об утильсборе. Ну и, конечно, задавай вопросы, если что-то не до конца понятно. А еще приглашаю вступить в группу Союза профессионалов авторынка в соцсетях. Там мы тоже всегда рады ответить на вопросы и помочь!)